Церковь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
(Русская Православная Церковь, Кубанская митрополия, Сочинская епархия)

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Храм есть жилище, принадлежащее только Богу; здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие. (Святитель Иоанн  Златоуст)

«О роде неверный, доколе Я с вами?»
А сердце лукаво мое.
Люблю ли я Бога иль распинаю,
Когда забываю Его,
Когда на распутьях житейского моря
Тону, но Тебя, мой Господь не зову…
А Он, милосердный, страдает от боли
И тянет дражайшую руку Свою…
(Милосердный Господь, 2008, Протоиерей Николай Снопов, настоятель)

Ранние годы

Ранние годы
Фото сделано в период с 1907 по 1917 гг.

Село Высокое (первоначальное название— Деревня Русская) основано в 1869 году русскими переселенцами, выходцами из центральных и южных губерний Российской империи. В последующие годы деревня активно заселялась греками, вынужденными бежать из Турции из-за усилившихся там антихристианских настроений. В 1875 году деревня была преобразована в село под названием Высокое. По архивным данным в конце ХIХ века здесь проживало около 500 человек. В «Кубанской справочной книге 1891» года имеются сведения, что на 1 января 1890 года в селе уже была часовня, а клировая ведомость от 1898 года уточняет, что «тщанiемъ прихожанъ» деревянное здание церкви было построено в 1885 году, а 21 июня 1893 года церковь освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. При храме действовала церковно-приходская школа.
Основателем приходской общины и настоятелем храма являлся священник Харлампий. В 1900 году было получено разрешение на строительство каменной церкви, а в 1904 году при непосредственном участии батюшки Харлампия была построена и освящена новая каменная церковь.
Из клировой ведомости 1898 года становится известно, что причт состоял из священника (Харалампий Димитриев Семерджи) и псаломщика (Лев Арисаногов Ремезовский), церковным старостой был Кобратий Трембовецкий. Псаломщик состоял также учителем в церковно-приходской школе.

 

Духовный вестник № 17 от 1 сентября 1900 г. (pdf) (в формате jpg можно посмотреть по ссылке)

 

Период упадка

Период упадкаКогда в 1929 году храм закрыли, была полностью разрушена деревянная колокольня, а сама церковь была обезглавлена, лишившись восьмигранного барабана и купола. С 1930 года здание храма использовалось местными властями как овощное хранилище.  

Жизнь Церкви христианской с первых веков созидалась на подвигах мучеников. Русская православная церковь пережила неслыханные гонения, воздвигнутые богоборцами за веру Христову в ХХ веке. Множество иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в тюрьмах, лагерях и ссылках.

3 июля 1932 года в возрасте восьмидесяти одного года священник Харлампий был арестован по обвинению в том, что он являлся членом контрреволюционной повстанческой организации. В 1933 году батюшка скончался в заключении.

Письмо от УФСБ России по Краснодарскому краю на запрос о Харлампии Семерджи
Письмо от УФСБ России по Краснодарскому краю на запрос о Харлампии Семерджи

Все подчинено Божественному Промыслу и Попечению. Так и монахиня Мария (Болдырева Матрена Митрофановна), предположительно в 1948 году, удивительным образом оказалась в селе Высоком и поселилась в сторожке при храме.

Монахиня Мария
Монахиня Мария

По воспоминаниям одной из наших прихожанок, матушка помнила и Первую мировую войну, и революцию 1917 года, и огонь репрессий. Болдырева М. М. была арестована 27.08.1937 года, а 05.11.1937 года подвергнута заключению в ИТЛ сроком на 10 лет (отбывала наказание в Усольском ИТЛ, ст. 58-10 УК РСФСР). Монахиня жила в селе очень аскетично, непрестанно молилась. В годы хрущёвских гонений, где-то в 1962 году, в очередной раз власти хотели разрушить храм. Матушка одна вошла в пустую церковь и, стоя в притворе “как свеча”, молилась взывая к помощи Пресвятой Богородицы, а местные жители не уходили из двора храма пока власти не отступили. Несмотря на то, что церковь по-прежнему была официально закрыта, молитвы монахини Марии возносились к Богу и днем, и ночью. На церковные праздники, в т.ч. на Пасху, День Святой Троицы, Престольный (храмовый) праздник, монахиня вместе с прихожанами читали Евангелие, Псалтырь, Акафисты. Всегда утром и вечером в церкви возжигались лампады, некоторые из прихожан сами делали восковые свечи для общины. Всю свою оставшуюся жизнь матушка окормляла, поддерживала дух верных чад православной церкви и уповала на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду воскресения. К ней за духовным наставлением приезжали верующие люди с разных уголков страны.

Умерла монахиня Мария (Болдырева) в конце января 1976 года и была похоронена на сельском кладбище рядом с церковью.

 

Возрождение

Кончину Богородицы называют успением, а не смертью. Она почила, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечной. Подобно этому и храм Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не канул в Лету в лихие советские времена, а, спустя недолгое время, возродился и распахнул двери всем желающим услышать слово Божие. Своими молитвами к Пресвятой Богородице местные православные жители отстояли святыню. В этом есть Божий промысел и, безусловно, храм будет жить.

В начале 2000-х годов в аварийном состоянии храм возвращен верующим. Во вновь открывшейся церкви начали совершаться богослужения и ежегодно отмечаться престольный праздник Успение Пресвятой Богородицы 28 августа (15 августа по старому стилю).

В 2006 году усилиями многонациональной общины устроен мощный монолитный железобетонный пояс вокруг фундамента церкви.

В 2011 году построен двухэтажный дом общей площадью 53 квадратных метра, где на первом этаже размещается церковная лавка и трапезная. Далее несколько лет ушло на работы по восстановлению, ремонту и реставрации храма.

В 2018 году по окончании работ в церкви на Пасху состоялось первое богослужение.

При храме работает воскресная школа для приобщения детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Дети занимаются изучением основ православия, английским языком, хоровым пением и художественным творчеством, а также душеполезным чтением и постижением того, что значит быть христианином в современном обществе. В большие православные праздники проходят утренники. На Рождественском утреннике дети пели святочные колядки, песни, рассказали стихи и получали сладкие подарки. На Пасху дети продемонстрировали родителям и прихожанам свои тематические поделки, игру на музыкальных инструментах, а также прочитали праздничные стихотворения и спели песни на английском, греческом, русском языках.

Кроме этого, в течение года в приходе организовываются и проводятся и другие мероприятия для прихожан. Так, в рамках недели православной книги состоялась беседа о творчестве Василия Никифорова-Волгина. Настоятель храма протоиерей Николай Снопов рассказал собравшимся о творческом пути писателя и его мученической кончине.

Такие мероприятия проходят в теплой домашней атмосфере и всегда заканчиваются чаепитием.

Сердечная благодарность и долгие лета всем, вносящим свой вклад в святое дело по поддержанию жизни храма.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

————

Информация собрана Антипиной В.А., прихожанкой храма.

Скачать листовку с информацией о храме можно по ссылке Листовка о храме.pdf